Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык ЦЭ
Вариант № 181
1.  
i

Текст к за­да­ни­ям A17, A18 и В1—В9

(1)  Зи­на­и­да Пав­лов­на была меч­та­тель­ни­цей по при­зва­нию. (2)  Она при­стра­сти­лась к чте­нию ещё в на­чаль­ных клас­сах гим­на­зии.

(3)  По ве­че­рам, когда класс­ная дама скуч­но объ­яс­ня­ла уче­ни­цам за­дан­ный к зав­траш­не­му дню урок ма­те­ма­ти­ки, Зи­на­и­да Пав­лов­на ти­хонь­ко вы­ни­ма­ла из стола опи­са­ние ка­ко­го-ни­будь фан­та­сти­че­ско­го пу­те­ше­ствия по дев­ствен­ным лесам Аме­ри­ки или пу­сты­ням Аф­ри­ки и жадно по­гру­жа­лась в чте­ние. (4)  Всё, что хоть не­мно­го на­по­ми­на­ло дей­стви­тель­ность, пе­ре­ста­ва­ло су­ще­ство­вать для неё в эти бла­жен­ные ми­ну­ты.

(5)  С го­да­ми грёзы Зи­на­и­ды Пав­лов­ны при­ня­ли более жгу­чий ха­рак­тер. (6)  Очень силь­но по­вли­я­ли на неё в этом от­но­ше­нии лек­ции по ис­то­рии, ко­то­рые увле­ка­тель­но читал сим­па­тич­ный и зна­ю­щий учи­тель. (7)  Она вни­ма­тель­но слу­ша­ла его на уроке. (8)  Опи­са­ние блес­ка и рос­ко­ши сред­не­ве­ко­вой жизни, по­бе­ды и за­во­е­ва­ния рим­ских це­за­рей го­раз­до мень­ше ше­ве­ли­ли её во­об­ра­же­ние, чем ге­ро­изм от­важ­ных му­че­ни­ков идеи. (9)  Она обо­жа­ла Жанну д'Арк и на­хо­ди­ла в её об­ра­зе и по­ступ­ках много об­ще­го с собой. (10)  Зи­на­и­де Пав­лов­не на­чи­на­ло ка­зать­ся, что и в её груди та­ят­ся и зре..т до нуж­ной ми­ну­ты мо­гу­ще­ствен­ные силы. (11)  И эти силы на­зна­че(н/нн)ы судь­бой для каких-то ве­ли­ких целей. (12)  Ею часто овла­де­ва­ло же­ла­ние ра­дост­но от­дать свою мо­ло­дую жизнь во имя чего-то далёкого и пре­крас­но­го.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста слово, в ко­то­ром все со­глас­ные звуки глу­хие. За­пи­ши­те это слово.

2.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ж..сткий
2) собач..нка
3) силь­ный ож..г
4) пре­вращ..н
5) под плащ..м
3.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) бл..ки­ров­ка
2) расст..вание
3) тр..туар
4) прир..щение
5) сл..га­е­мое
4.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) в..щевой рынок, пр..иму­ще­ство
2) сн..гирь, пр..глу­шитъ звук
3) пр..ма­дон­на, лейт..нант
4) уц..леть, соб..ра­тель­ни­ца;
5) б..то­но­ме­шал­ка, зап..реть дверь.
5.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) очень (не)кра­си­вый по­черк; (не)взна­чай оби­деть
2) (не)при­ня­то во вни­ма­ние; ни­чуть (не)страш­ный фильм
3) (не)кра­ше­ный забор; (не)лёгкая, но ин­те­рес­ная жизнь
4) (не)со­зрев­ший до хо­ло­дов; (не)под­ни­мая глаз
5) (не)пу­стое, а пол­ное ведро; (не)ноч­ное время
6.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Ста­рый рыбак Дым­чен­ко много раз го­во­рил, что уже (1)н..что в этом мире (2)н.. уди­вит его, что бы он (3)н.. уви­дел. Но когда он попал на Го­лу­бое озеро, то (4)н.. смог (5)н.. вос­хи­тить­ся его пра­виль­ной фор­мой и зер­каль­ной чи­сто­той.

1)  
2)  
3)  
4)  
5)  
7.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) ц..ко­ри­е­вый, ц..левой
2) д..яволь­ский, с..ехав­ший
3) тон­кие спиц.., об..скали
4) контр..гра, про­винц..я
5) све­жий кулич.., не переч.. отцу
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) крупа рас­сы­па..а по столу, пута..ица
2) ба­ло­ва..ый, особе..о труд­ный
3) дети рас­сея..ы и не­серьёзны, пусты..ый
4) един­стве..ый, глаже..ая ру­баш­ка
5) вы­иг­ра..ый матч, тка..ая ма­сте­ри­цей ска­терть.
9.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(з/зз)емель­ный
2) ра(з/зз)жёвы­вать
3) изо­ли­ро­ва(н/нн)ый
4) ги(п/пп)отеза
5) ре­сто­ра(н/нн)ые цены
10.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) птенч..к, ноч..вать в горах
2) эмал..вый, письм..цо
3) в этом гер­ба­ри.., за дви­жущ..мся объ­ек­том
4) о во­ен­ном трофе.., в рабоч..м ре­жи­ме
5) изюм..нка, раз­борч..вый
11.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) они слыш..т
2) раска..вший­ся на­ру­ши­тель
3) выкач..нная вода
4) зна..щий
5) они ко­лебл..тся
12.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (по)преж­не­му весёлый де­душ­ка
2) (де­вя­но­сто)про­цент­ный
3) (авиа)раз­вед­ка
4) (пол)аб­ри­ко­со­во­го пи­ро­га
5) (га­зет­но)жур­наль­ный
13.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)те­че­ние два­дца­ти лет изъ­ез­дил я Рос­сию по всем на­прав­ле­ни­ям.
2) Но (в)по­след­ствии лет­ние по­езд­ки под Нов­го­род со­вер­ша­лись по­сто­ян­но.
3) Вода уже на ров­ных ме­стах была по щи­ко­лот­ку, за(то) во всех ямах и ка­на­вах глу­би­на была ещё зна­чи­тель­на.
4) Всё то(же) поле предо мною, всё то(же) небо надо мною.
5) Пут­ни­ки вы­хо­дят из де­рев­ни и по пыль­ной до­ро­ге на­прав­ля­ют­ся к си­не­ю­щей (в)дали граф­ской роще.
14.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ра­ду­га _ это чу­дес­ное яв­ле­ние при­ро­ды.
2) Лю­бить _ зна­чит ви­деть мир пре­крас­ным.
3) Ти­ши­на, по­лу­мрак, тёмные лики свя­тых среди зо­ло­та окла­дов, жёлтые огонь­ки све­чей _ всё это было не­ожи­дан­но после солн­ца и света май­ско­го дня.
4) Мо­ре­пла­ва­ние _ есть древ­ней­шая про­фес­сия и древ­ней­шее ис­кус­ство.
5) Тво­ре­ния при­ро­ды _ со­вер­шен­нее тво­ре­ний ис­кус­ства.
15.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ирак­лий Ан­д­ро­ни­ков был из­ве­стен_ как ве­ли­ко­леп­ный ма­стер уст­но­го рас­ска­за.
2) В то время труд для нас был_ как на­сла­жде­ние.
3) Для озе­ле­не­ния го­ро­да ис­поль­зу­ют­ся_ как од­но­лет­ние_ так и мно­го­лет­ние рас­те­ния.
4) Она_ как южан­ка_ страш­но бо­я­лась якут­ских хо­ло­дов.
5) Чёрные_ как гуашь_ глаза бле­сте­ли, стре­ляя звёздами.
16.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|... ].

1) Вме­сте с Жень­кой я вошла в ка­лит­ку вы­пи­лен­ную в вы­со­ких де­ре­вян­ных во­ро­тах и уви­де­ла па­ли­сад­ник.
2) Через сорок минут он раз­бу­дил уста­ло­го ре­жиссёра прилёгшего вздрем­нуть и про­чи­тал ему го­то­вые стихи.
3) Я вышел в сад и сде­лал не­сколь­ко шагов по вы­пав­ше­му ночью снегу.
4) Ва­та­га па­ца­нов сби­лась тес­нее и ве­се­ло под­пры­ги­вая по­нес­лась по вы­тер­тым плит­кам ста­ро­го тро­туа­ра.
5) Боль­шое село за­ня­тое нем­ца­ми наша рота обо­шла с юга этой ночью.
17.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Пуш­кин по вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков был дру­жен с семьёй ге­не­ра­ла Ра­ев­ско­го.
2) Од­на­ко он не спе­шил пуб­ли­ко­вать свои труды.
3) К со­жа­ле­нию в лесу гри­бов почти не было.
4) Это про­сто не­по­нят­ный слу­чай.
5) Дятел молча ра­бо­тал клю­вом и ка­за­лось кла­нял­ся лес­ни­ку.
18.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях:

1) У языка две ос­нов­ные функ­ции: он яв­ля­ет­ся ору­ди­ем че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния и ору­ди­ем об­ще­ния людей друг с дру­гом.
2) В мае гуси вы­со­ко летят — овёс будет гу­стым и вы­со­ким.
3) Она огля­ну­лась и уви­де­ла, в две­рях купе стоял её по­пут­чик, мо­ло­дой ре­жиссёр.
4) Го­ло­вы стран­ниц за­ку­та­ны тёмными плат­ка­ми, за спи­на­ми висят бе­ре­стя­ные ко­том­ки, ноги обуты в тяжёлые лапти.
5) Солн­це уже вы­со­ко ходит: пора вы­пус­кать ку­ри­ное се­мей­ство.
19.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

В ко­ро­лев­стве Бутан аст­ро­но­мы в конце года обыч­но со­став­ля­ют го­ро­скоп на сле­ду­ю­щий год1)_ и2)_ когда они видят, что на какой-то месяц или день вы­па­да­ет ис­клю­чи­тель­но не­бла­го­при­ят­ное3)_ по их мне­нию4)_ со­че­та­ние звёзд, то этот месяц или день они вычёрки­ва­ют из ка­лен­да­ря и за­ме­ня­ют дру­гим 5)_ пусть будет, на­при­мер, два июля и ни од­но­го ав­гу­ста.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
20.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я начал учить­ся чи­тать_ и пи­сать_ и меня тя­ну­ла к себе муд­рость людей, скры­тая в кни­гах.
2) Он рощи по­лю­бил гу­стые, уеди­не­нье, ти­ши­ну_ и ночь_ и звёзды_ и луну.
3) Его твор­че­ское вдох­но­ве­ние со­зда­ва­ло в точ­ной_ и гиб­кой_ про­стой_ и пре­крас­ной форме ве­ли­ча­вые об­ра­зы ста­ри­ны.
4) В гу­стой пше­ни­це_ или ржи не уви­дишь даже са­мо­го бес­печ­но­го_ и са­мо­уве­рен­но­го мы­шон­ка.
5) Такие по­э­ти­че­ские стро­ки рож­да­ют­ся в мо­мент либо вос­тор­га_ либо по­ка­я­ния_ либо от­ча­я­ния_ либо на­деж­ды.
21.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мечты в ко­то­рых есть ра­зум­ное на­ча­ло, ста­но­вят­ся ещё пре­крас­нее, когда ре­аль­ный мир создаётся по их об­ра­зу и по­до­бию.
2) Ста­рай­ся взять от книги всё, что она может дать и по­нять всё то, что пи­са­тель вло­жил в своё про­из­ве­де­ние.
3) Экс­пер­ты предо­сте­ре­га­ли главу фирмы, что если сырьё из её аф­ри­кан­ских руд­ни­ков попадёт к фа­ши­стам, может про­изой­ти ка­та­стро­фа.
4) Князь быст­ро оки­нул взгля­дом зри­тель­ный зал, сразу за­ме­тил почти всех, кто этого стоил, и при­нял­ся лю­без­но рас­кла­ни­вать­ся.
5) Мне давно хо­те­лось спро­сить Ва­си­лье­ва, каким путём он пришёл к своим взгля­дам и из какой среды он вышел.
22.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Ни­ко­лай Алек­се­е­вич, по­дой­ди­те сюда! — об­ра­тил­ся Илью­шин к мо­ло­до­му че­ло­ве­ку и по­яс­нил го­стям: — Это наш ху­дож­ник».
2) «Где ж ты те­перь найдёшь это место?» — вздох­нул Сте­пан. — «Кто тебе его по­ка­жет?»
3) Пи­са­тель Л. Лео­нов счи­та­ет, что: «Вся­кая ра­дость стоит сво­е­го труда».
4) «Уже при­ду­ма­ли на­зва­ние для жур­на­ла», — со­об­щил ре­дак­тор.
5) — Толь­ко и зна­ешь, что по­зо­рить меня перед лю­дь­ми! — с от­ча­я­ни­ем про­из­нес­ла мать.
23.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В своих про­из­ве­де­ни­ях Шо­ло­хов все­гда стре­мил­ся по­ка­зать че­ло­ве­ка, ищу­ще­го своё место в жизни и ко­то­рый про­хо­дит ряд ис­пы­та­ний.
2) Ба­буш­ка по­ин­те­ре­со­ва­лась, что уж не со­би­ра­юсь ли я же­нить­ся.
3) В до­кла­де было от­ме­че­но о не­об­хо­ди­мо­сти серьёзных из­ме­не­ний в ра­бо­те от­де­ла.
4) Не до­ез­жая до бе­ре­га, лёд под са­ня­ми про­ва­лил­ся.
5) Князь Ан­дрей жаж­дет славы и страст­но меч­та­ет о по­дви­ге.